Юрий Чекалин: В Японии очень сложно заставить студентов мыслить самостоятельно

Интервью в виртуальном дискуссионном клубе «Мысль».

Виртуальная пресс-конференция на тему высшего и начального образования в России и Японии. На вопросы пользователей Facebook ответили кандидат исторических наук, профессор Токийского университета Юрий Чекалин и доктор наук, ведущий сотрудник в фармацевтической компании Масаюки Хидака.

Арам Аствацатуров: Здравствуйте уважаемые Юрий и Масаюки сан, благодарю вас за возможность побеседовать на интересную тему. И у меня к вам обоим один вопрос: что стимулировало вас в стремлении получить хорошее образование, как на этапе школы, так и ВУЗе?
Юрий Чекалин: Здравствуйте, уважаемый Арам!
Мне казалось, что таким образом мне легче будет найти работу. Это оказалось правдой. Но то, о чём я не знал или не подумал — когда тебя берут на работу, то спрос с тебя выше. Все ожидают от тебя каких-то волшебных результатов (ведь ты из великолепного университета!) и это сильно напрягает.
Масаюки Хидака: С самого начала я собирался пойти в аспирантуру. Дело в том, что во время чтения лекций в университете я начал интересоваться механизмом жизни. Он был очень загадочен и полный интереса для меня. Мне захотелось узнать больше о тех вещах, которые я до сих пор не понимал.
Поэтому-то я и принял решение учиться дальше и пошел в аспирантуру.
Николай Борода: Как на ваш взгляд, чем отличается начальное и высшее образование в Японии от России?
Юрий Чекалин: Здравствуйте, Николай! Хороший вопрос.
Начальное образование в Японии, в большинстве школ, не существует никаких обсуждений. Учитель спрашивает — ты отвечаешь. Всё! То есть основной акцент делается на зубрёжке. Детей не учат выражать собственные мысли.
Высшее образование. Попав в университет, учатся мало и спустя рукава. Экзамены в институте не сложные, много свободного времени. Кроме того, выбор предмета имеет мало общего с тем, чем ты будешь заниматься в будущем. Поэтому, бывает, поступают на факультет только для того, чтобы поступить в сам институт, даже если предмет не нравится.
Масаюки Хидака: Я тоже так считаю. Это скорее негативная сторона. Я думаю, что существует немного возможностей думать и обсуждать в классе, за исключением государственных средних школ. Вам дадут некоторые знания и способы решения проблем.
В моём случае, это, однако, позволяло мне чувствовать себя лучше и увереннее в начальной и подготовительной школе. Мне было интересно учиться в подготовительной школе.
В школьном образовании вообще преподавание знаний делается в порядке учебного плана, решение проблем и сопоставление ответов отсутствует. А почему бы не подумать, почему бы не обсудить? Даже если это правильно с академической точки зрения, то задумываешься: а чему еще не научили, что было неправильно понято… Разъясните, что вы думаете, в чем проблема, что вы знаете и что вы не знаете. Попробуйте разобраться сами в основах и рассказать другим, понять претензии другого в дискуссии. Я думаю, что это самый базовый навык, когда разговариваешь с людьми и ведешь переговоры, но в японском колледже не дают такой возможности.
Это начинают требовать только после того, как вы поступаете в аспирантуру, но это только требование, этому не учат. Это считается само собой разумеющимся. Возможно, многие японцы склонны расценивать это как «разумный» подход. Человек, который мыслит логически, называется «придирчивым» и так далее.

Назим Гасанов: Уважаемый Юрий, представители каких социальных слоев преобладают среди ваших студентов в Токийском университете?
И есть ли разница в отношениях между студентами и преподавательским составом в вузах России и Японии?

Юрий Чекалин:  Здравствуйте Назим! В Токийском университете ученики собираются из самых разных социальных слоёв, но преобладает высший и средний класс. Дело в том, что конкурс в университет большой и надо много готовиться. Есть такие, что подготавливаются сами, но в основном семьи нанимают тьюторов. На это нужны деньги.
В Японии очень уважительно относятся к преподавателям, нет панибратства. При общении пользуются специальным вежливым вариантом японского языка.
Назим Гасанов: Уважаемый Масаюки сан, какова стоимость обучения (в долларах США) в ВУЗах в Японии? Есть ли бесплатные программы обучения? Существуют ли в Японии средние специальные учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы?

Масаюки Хидака: В национальных университетах вступительный взнос составляет приблизительно 280 000 иен, а плата за обучение составляет приблизительно 530 000 иен в год.
Частные университеты сильно различаются в зависимости от уровня бакалавриата и уровня университета. Вступительный взнос в частных гуманитарных университетах составляет около 240 000 иен, плата за обучение — около 750 000 иен в год, а в частных университетах науки — около 260 000 иен, плата за обучение — около 1 040 000 иен в год, частное медицинское отделение в университете плата за вход составляет 1 миллион иен, а плата за обучение составляет около 2,7 миллионов иен в год, по крайней мере.
Я не знаю точно, что такое бесплатный общественный колледж, но я не думаю, что такие есть. Я думаю, что получить образование на стипендию — обычное дело.
Вадим Карманов: Масаюки сан, Япония известна своими промышленными достижениями. Это заслуга начального образования, высшего образования или заслуга организации промышленности?
Масаюки Хидака: То, что известно как японские промышленные и технологические достижения, это то, что, с моей точки зрения, достигается тяжелой работой отдельных людей, университетов и исследовательских институтов. Играют роль и национальные затраты на НИОКР, которые выше, чем начальное и высшее образование. Я думаю, что усердие и лояльность — уникальные японские черты характера. Не думаю, что само образование напрямую связано с производительностью и высокими технологиями.
Вадим Карманов: Юрий, где по вашему мнению, где более сильны развиты гуманитарные науки, в России или в Японии?
Юрий Чекалин: Здравствуйте, Вадим. Однозначно в России. В Японии, к сожалению, очень сложно заставить студентов мыслить самостоятельно. Для этого даже существует специальный факультатив.
Кристина Арефьева: Юрий здравствуйте, были ли случай в японских Университетах привлечения преподавателей к ответственности за взятку?  Как Вы, Юрий, оцениваете качество высшего образования в России и Японии?
Юрий Чекалин: Здравствуйте, Кристина! Несмотря ни на что, пока качество высшего образования в России выше. Это следует из моих наблюдений общения между русскими и японскими студентами. Случаи взяток и привлечения преподавателей за взятки если и были, мне, по крайней мере, не известны.
Кристина Арефьева: Масаюки Сан здравствуйте! Участвует ли японское правительство в трудоустройстве выпускников университетов и какой предмет или предметы в японских школах вы бы исключили из программы?
Масаюки Хидака: Я не думаю, что образовательная программа работает очень хорошо, но полагаю, что в самой программе нет каких-то ненужных предметов. Считаю, что необходимо пересмотреть сам метод преподавания, а не выбрасывать предметы.
Правительство, похоже, принимает какое-то участие по трудоустройству новых выпускников. Однако я никогда не задумывался об участии правительства в этом. Как я обнаружил, кажется, существует «новая приветственная инициатива по поддержке выпускников», которая обеспечивает поддержку в трудоустройстве новых выпускников. Но хорошо ли это? — известно самим выпускникам.

*Орфография-пунктуация и стиль собеседников сохранены

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *