Фильм «Мухаммед — Посланник Всевышнего»

6 февраля в Москве состоялся премьерный показ иранского фильма «Мухаммед — Посланник Всевышнего». Главный зал кинотеатра «Каро 11 Октябрь», пожалуй, не был готов к такому количеству желающих увидеть самую дорогую киноленту за всю историю иранского кинематографа. Не успевшие занять места, расположились на ступеньках и у входа, однако это не помешало им полностью погрузиться в атмосферу Ближнего Востока 7-го века.


 

На показе присутствовал и сам автор картины Маджид Маджиди — один из немногих иранских режиссеров, способных похвастаться такой известностью и признанием по всему миру. Он, к слову, не раз отмечал, что фильм «Мухаммед» снят прежде всего для западного зрителя, чтобы тот смог познакомиться с истинным исламом и узнать, кем действительно был Пророк. А запрет киноленты в ряде стран, по мнению иранца, — это происки исламофобов и спонсоров терроризма.

Возвращаясь к премьере, добавлю, что помимо Маджиди, торжественную речь в этот вечер произнесли также посол Ирана в России Мехди Санаи и российский режиссер Никита Михалков. Последний, в свою очередь, очень высоко оценил картину и выразил надежду на то, что нечто подобное снимут и об Иисусе Христе.

Говоря о фильме «Мухаммед», надо отметить, что снимать кино на подобную тему — это поистине ювелирная работа. Малейшая неточность и все — провал. Исключены любые вольности и нововведения относительно интерпретаций сур Корана или хадисов Сунны. Недаром на съемку ушло 7 долгих лет кропотливого труда без выходных и праздников. Но оно того стоило.

В течении трех часов мы наблюдаем захватывающую дух историю о милосердии и любви. Любви матери к сыну, деда к внуку, дяди к племяннику и любви Бога к людям, что выражается в ниспослании им Пророка.

Образ Мухаммеда чист и светел. Это символизирует яркий свет, сопровождающий его фигуру на протяжении всего фильма, начиная с сияния над горой Фаран, когда Пророк родился. Мы, не видя его лица и почти не слыша его голоса (в фильме, как и в реальной жизни пророк Мухаммед говорил крайне мало и только по делу), понимаем, что перед нами необычный человек. Он творит чудеса, по велению Господа исцеляя людей и давая им желаемое. При этом он не просто избавляет их тела от боли, но спасает их души, ведь эти люди в будущем откажутся от язычества и признают единого Бога, став мусульманами. В этом и заключается миссия Мухаммеда, как и его предшественников.

Но все это в будущем, а пока мединские иудеи во главе с Самуэлем объявили охоту на новорожденного Мухаммеда. Их мучает то, что новый пророк родился среди диких язычников — арабов, а не среди иудеев.

Дед пророка Абдуль-Мутталиб, дабы защитить младенца, отправляет его вместе с кормилицей подальше от Мекки, причиняя тем самым сильную боль матери Пророка Амине. К слову, то, как показаны в фильме отношения между Мухаммедом и его матерью — это тема для отдельной статьи. Ее любовь наложила сильный отпечаток на Пророка. Не даром в будущем он запретит одному из своих сподвижников участие в боевых действиях, сказав: «Иди к ней (к матери) и будь неотлучно с ней, воистину Рай под ее ногами».

Еще один важный момент в фильме (я бы назвал его даже политическим) — это взаимоотношения трех авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. И если иудеи — это скорее негативные персонажи (хотя в конце фильма и иудейский предводитель Самуэль, спасенный арабами, уверовал в Мухаммеда, что крайне важно подчеркнуть), то христиане, по сути, первые, кто признают исламского мессию. Маджиди уделил большое внимание эпизоду с монахом Бахирой, которого Мухаммед вместе с дядей Абу-Талибом повстречали в Босре Набатейской во время путешествия в Сирию. Монах сразу понял, что перед ним божий посланник, и посоветовал дяде молодого пророка не продолжать путь, чтобы не подвергать мальчика опасности. Таким образом, можно говорить о ключевой роли христиан в поддержке зарождающегося Ислама.

«Мухаммед» — это особое кино с особой миссией. Автор не просто хочет передать зрителю атмосферу того времени через великолепное сочетание глубокого смысла диалогов, ярких красок и сочных звуков. Даже просвещение не является первоцелью этой киноленты. Этот фильм — вызов злу. Он призван сплотить мусульман с мусульманами и мусульман с христианами и иудеями против ненависти и порока.

Я с нетерпением жду обещанное продолжение, ведь картина заканчивается, когда Пророку исполняется 12 лет, а значит людям еще только предстоит узнать, кем был Мухаммед и как осознал свою миссию.

ССЫЛКА НА МАТЕРИАЛ (КП.РУ 7/02/16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *